Принципы анестезиологии в детской стоматологии

Анестезиология в  значительной степени способствует развитию стоматологии детского возраста, позволяет расширить объем и характер проводимых лечебных мероприятий как в хирургических, так и в терапевтических отделениях поликлиник и стационаров. В настоящее время трудно себе представить работу детских стоматологов без хорошо организованной анестезиологической службы, обеспечивающей эффективное и безопасное обезболивание,   интенсивную  терапию  и реанимацию.

Анестезиология и реаниматология, являясь самостоятельной дисциплиной, тесно связаны с другими разделами медицины, в значительной степени способствуют их развитию, обеспечивая анестезиологическое пособие и интенсивную терапию пациентов с различными заболеваниями.

Любой отрицательный момент: шум или вибрация бормашины, вид инструментов, следы крови на тампоне, болевой раздражитель - вызывает негативную реакцию ребенка, степень которой зависит от его индивидуальной психологической реактивности.

Таким образом, главной задачей анестезиологии у детей является обеспечение спокойного поведения ребенка, независимо от характера и объема вмешательства, психического и вегетативного статуса, болезненности и травматичности стоматологических манипуляций.

При оказании стоматологической помощи ребенку на амбулаторном приеме  возникает проблема адекватной анестезии. Одним из первых условий, которые стоят перед детским врачом-стоматологом, является   безболезненность   проводимых вмешательств. У детей  отмечается стойкая память на боль, и сформированное  в детстве отрицательное отношение к лечению зубов сохраняется иногда на всю жизнь.

Стоматологическое вмешательство под любой анестезией должно осуществляться только с согласия родителей. Нельзя уговаривать родителей проводить ту или иную анестезию, ни в коем случае нельзя обещать быстрый и благоприятный исход, отсутствие побочных реакций и осложнений. Наоборот, родители детей, психически неуравновешенных, с сопутствующей соматической патологией, должны быть предупреждены о длительности вмешательства, возможных осложнениях и их исходе. Следует дать им четкие разъяснения о необходимости выбора того или иного вида анестезии.

Обезболивание неотделимо от операции и в значительной мере определяет течение восстановительного периода. Проведение анестезии в стоматологии детского возраста связано прежде всего с необходимостью решения ряда вопросов, обусловленных спецификой стоматологических вмешательств при челюстно-лицевой патологии.

Врожденные пороки лица и челюстей, заболевания ВНЧС, опухоли ЧЛО, заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта создают определенные трудности на этапах анестезиологического обеспечения и усложняют контроль за состоянием ребенка. Очень важным является выбор вида и способа анестезии в зависимости от возраста ребенка, состояния его психики и эндокринной системы, общего состояния и сопутствующих болезней, их характера и локализации, степени дыхательных нарушений, вызванных этим заболеванием, и предполагаемого плана его лечения, объема и продолжительности вмешательства, сопоставления степени анестезиологического и стоматологического риска.

Вид обезболивания и способ его применения обязательно должны соответствовать планируемому объему и травматичности стоматологического вмешательства.

Подготовка к проведению анестезии и стоматологических вмешательств. С учетом особенностей стоматологических заболеваний у детей, ранимости детской психики и наличия сопутствующей соматической патологии подготовка к анестезии и стоматологическим вмешательствам должна складываться из нескольких этапов.

Обследование ребенка. Подготовка ребенка к стоматологическому вмешательству под местным или общим обезболиванием должна проводиться строго индивидуально с учетом его возраста, общего состояния, характера стоматологического заболевания и вида анестезии. Во избежание неожиданностей во время анестезии, связанных с индивидуальной повышенной чувствительностью или непереносимостью каких-либо лекарственных препаратов (особенно наркотических), врач должен тщательно выяснить анамнез ребенка у родителей, уточнить наличие у него необычных реакций на прием различных лекарственных средств, пищевых продуктов, выраженного аллергического статуса, склонности ребенка к обморокам, потере сознания в ответ на такие факторы, как боль, страх.

Имеет значение и семейный анамнез: данные о непереносимости ближайшими родственниками каких-либо препаратов, так как не исключено, что непереносимость фармакологических средств генетически передалась ребенку. Важно выяснить, состоит ли ребенок на диспансерном учете у других специалистов. Ясное представление об общем состоянии ребенка и жизненно важных функциях организма определяет правильный выбор вида и способа анестезии и является профилактикой возможных осложнений при проведении местного и общего обезболивания.

Психологическая подготовка. На анестезиолога возлагается задача защитить ребенка от отрицательных эмоции в связи с предстоящим вмешательством. Условиями благоприятного проведения анестезии и операции являются правильный психологический подход к ребенку и надлежащий подход к родителям. Чтобы добиться спокойного поведения ребенка, врач должен войти с ним в контакт, проявляя при этом терпение и выдержку. Немаловажное значение имеет и установление контакта с родителями ребенка. Беспокойство, слезы родителей отрицательно воздействуют на психоэмоциональное состояние ребенка, и он становится неуправляемым. Вот почему деонтология и этика врача-анестезиолога имеют особенно важное значение.

Общесоматическая подготовка. В доанестезиологическом периоде она должна быть направлена на восстановление нарушенных функций. Характер лечебных мероприятий, назначение фармакологических препаратов при подготовке ребенка к анестезии и операции зависят от сопутствующих соматических заболеваний. При заболеваниях ЦНС, сердца, легких, печени, почек, эндокринной системы, при аллергических заболеваниях необходимы заключение специалистов (невропатолога, кардиолога, нефролога, эндокринолога, аллерголога) и выполнение их рекомендаций.

Перед операцией (особенно в полости рта), которая должна быть выполнена под наркозом, в общесоматическую подготовку включают санацию полости рта, носа, носоглотки, так как сопутствующие заболевания в этих отделах могут быть причиной различных осложнений как во время наркоза (отрыв аденоидной ткани при назотрахеальном наркозе, ранение миндалин, кровотечение при интубации грахеи через нос), так и в восстановительном периоде вследствие занесения инфекции из полости рта в грахею и легкие (бронхит, пневмония). Исключение составляют дети с острыми повреждениями и воспалительными заболеваниями, которых оперируют по экстренным показаниям.

Основные задачи обезболивания в детской стоматологической поликлинике:

1) обеспечение полноценной анестезии необходимой продолжительности;

 2) устранение психоэмоционального напряжения;

3)      спокойное   поведение   ребенка;

4)      наблюдение за управляемостью обезболивания;

5) предупреждение аспирации слизью, кровью, рвотными массами и инородными телами - удаленными зубами, пломбировочными и слепочными материалами;

6) выбор анестетика и наркотика, наименее токсичного для детей;

7) обеспечение профилактики функциональных нарушений детского организма;

8) быстрая реабилитация;

9) оказание квалифицированной стоматологической помощи;

10) обеспечение максимальных удобств для работы детского стоматолога; 11) оказание любой стоматологической помощи детям, нуждающимся в анестезиологическом обеспечении, несмотря на разные сопутствующие соматические заболевания;

12) минимальный риск возникновения побочных реакций и осложнений после ухода детей из поликлиники.

Все операции, включая удаление зубов (молочных и постоянных) и их лечение, у детей должны проводиться под полноценным обезболиванием.

Только очень подвижные молочные зубы с рассосавшимися корнями можно удалять под аппликационной анестезией.

Электроанестезия, ультразвук у детей малоэффективны, так как при их применении требуются сознательное отношение и активная помощь больного.

При лечении зубов можно прибегать к методам физиологического отвлечения: видео- и аудиоаналгезии,  демонстрации  фильмов,  чтению сказок. Это помогает добиться более спокойного поведения детей в стоматологическом кресле.

Для эффективного обезболивания необходимо целенаправленное воздействие на основные компоненты боли (сенсорный, психоэмоциональный, вегетативный и двигательный), для чего используются препараты различных фармакологических групп - бензодиазепины, препараты для местной анестезии, неопио-идные анальгетики, антигистамин-ные средства. Эти препараты применяют для проведения премедикации и местной анестезии.

Премедикация. Даже при применении высокоэффективных анестетиков нового поколения для обезболивания при проведении амбулаторных стоматологических вмешательств имеется необходимость в снижении психоэмоционального напряжения ребенка перед операцией и во время ее проведения.

Под премедикацией в амбулаторной стоматологии надо понимать введение лекарственных препаратов, чаще через рот за некоторое время (30-60 мин) до местной анестезии. Премедикация может быть назначена и проведена врачом-стоматологом.

Цели премедикации:

-        снижение психоэмоционального напряжения и болевой чувствительности;

-        предупреждение осложнений, вызываемых стрессом;

-        облегчение стоматологического лечения;

-        уменьшение вводимого количества местного анестетика;

-        проведение более длительного вмешательства под местной анестезией;

-        стабилизация показателей гемодинамики;

-        подавление рвотного рефлекса, повышенного слюноотделения и т.д.

Противопоказанием к премедикации у ребенка может быть лекарст-

венная непереносимость. Используя премедикацию, не следует забывать, что дети реагируют на нее в зависимости от индивидуального психоневрологического состояния.

Наиболее эффективное действие премедикации в сочетании с местной анестезией отмечено у детей среднего и старшего возраста. У детей младшего возраста применение транквилизаторов иногда снижает мотивацию мужественного поведения и ослабляет волевые процессы. Все лекарственные средства, применяемые для премедикации, могут вызвать аллергическую реакцию, поэтому требуется наблюдение за ребенком. Целесообразно проводить премедикацию в поликлинике, а не заранее в домашней обстановке.

Препараты используют в возрастных дозировках. Расчет дозировки проводят по дозисфактору. Премедикация является обязательным компонентом при общей анестезии. Премедикация при общей анестезии предупреждает и устраняет возможные осложнения и побочные реакции, связанные с анестезией и операцией.

Основные задачи премедикации:

1)      создание психического и эмоционального покоя перед анестезией и вмешательством;

2)      облегчение введения в наркоз и снижение концентрации наркотических веществ во время наркоза;

3)      предупреждение избыточных рефлекторных влияний в ходе анес

тезии и операции;

4)      уменьшение саливации и секреции желез трахеобронхиального дерева.

Премедикация у детей с челюстно-лицевыми

заболеваниями не отличается от таковой, обычно применяемой в педиатрической анестезиологии. Для премедикации перед оперативным вмешательством, проводимым под общим обезболиванием, применяют М-холинолитиче-ские препараты, оказывающие антисаливационное и ваголитическое действие. Чаще всего это атропин и метацин, снотворные, транквилизаторы, нейролептики и нейроплеги-ческие препараты (дипразин, дро-перидол и др.) и анальгетики. Снотворные чаще всего дают детям на ночь накануне операции, а препараты других групп за 30-45 мин до операции.

стоматология | стоматология москвы | клиника стоматологии | институты стоматологии | стоматологические клиники москвы | институт стоматологии москва | стоматологический центр | стоматологический кабинет | детская стоматология | московские стоматологии | нии стоматологии |